Работа с отдельным изображением

В режиме показа одного файла FastRawViewer  отображает содержащееся в файле изображение в главном окне, а дополнительные данные (EXIF, гистограмму, статистику экспозиции, XMP-данные) – в дополнительных панелях:

Контекстное меню

В главном окне программы доступно такое же контекстное меню, как и в режимах «показа плиткой» и в панели Filmstrip:

Это меню всегда показывается для текущего файла, даже если он отмечен в составе группы.

Встроенные и внешние JPEG

У каждого файла может быть несколько «представлений»:

  • RAW-файл
  • Встроенное JPEG-preview (Internal JPEG)
  • Внешний JPEG-файл с тем же именем (если Preferences – RAW+JPEG – Handle RAW+JPEG together не выключено)

Наличие представлений отображается в статусной (нижней) строке программы между размером текущего файла в пикселях и EXIF-данными:

  • R I – означает наличие RAW и Internal JPEG
  • R I E – RAW, Internal JPEG, External JPEG
  • J – одиночный JPEG, без RAW-файла

Большая буква – означает, что представление доступно к показу. Маленькая – что оно существует, но недоступно к показу по одной из следующих причин:

  • i – встроенный JPEG не показывается. Это – настройка по умолчанию при наличии внешнего JPEG-файла и включенном режиме RAW+JPEG (меняется в настойках: Preferences – RAW+JPEG – Do not show internal JPEG if external JPEG is present)
  • r – RAW-представление не показывается. Это происходит для неподдерживаемых RAW-форматов (Sigma Foveon) или для слишком больших RAW-файлов (лимит меняется в настройках Preferences – Performance – RAW files size limit).
  • Представление файла повреждено (ошибки при раскодировании JPEG или RAW-данных).

Переключение между представлениями: Menu – View – Switch RAW/intJPEG/extJPEG или кнопка J. Активное (показываемое) представление выделено белым цветом.

Настройка поведения программы в части отображения встроенных/внешних JPEG-файлов производится в Preferences – RAW+JPEG

  • Handle RAW+JPEG together – включает режим «объединения» RAW-файла и JPG с тем же именем. Если эту настройку выключить, то объединение не происходит, файлы будут показаны отдельно.
    • Do not show internal JPEG if external JPEG is present - запрещает декодирование и показ встроенного JPEG при наличии внешнего
  • JPEG Decode priorities – задание варианта None для конкретного типа JPEG (Embedded – встроенные в RAW, External – для пары RAW+JPEG) запрещает декодирование и покахз этого типа JPEG-файлов.  Остальные варианты (On prefetch, On demand, On file open – задают момент декодирования JPEG и рассмотрены ниже в разделе Настройки производительности – Работа с JPEG.
  • Default image to Display (same as Previous/RAW/internal JPEG/external JPEG) – задает, какое представление будет показано при открытии (очередного) файла.

Зум, панорамирование

Для изменения масштаба показываемого изображения используются следующие команды, доступные через Menu-View и через горячие клавиши:

  • Menu – View – Zoom In или Ctrl-+ - увеличит видимое изображение.
  • Menu – View – Zoom Out или Ctrl—(Ctrl-Minus) - уменьшит видимое изображение.
  • Menu – View – Fit to Window или Ctrl-0 – изменит размер так, чтобы он вписывался в текущий размер окна (и при изменении размеров окна – масштаб тоже будет меняться).
  • Menu – View – Fit to Window width или Ctrl-Alt-0 – изображение займет ширину окна.
  • Menu – View – Actual Pixels (100%) или Ctrl-1 – установит увеличение «100%» (пиксель в пиксель)
  • Menu – View – Toggle Zoom или Z :
    • Если текущее увеличение меньше, чем 100% (точнее, значения настройки Toggle Zoom zoom to), то текущее значение увеличения будет запомнено и изображение будет увеличено до 100%.
    • Если текущее увеличение 100% и более, то
      • Если есть сохраненное значение зума от предыдущего нажатия Toggle Zoom – возвращается к сохраненному значению.
      • Если сохраненного значения нет – переходит в режим Fit to Screen

Если изображение не помещается в окне целиком:

  • Нажатие и удержание левой кнопки мыши включает режим Drag: изображение движется вместе с курсором мыши.
  • Нажатие и удержание правой кнопки мыши включает режим быстрого панорамирования: окно программы становится ‘Navigation Pane’, перемещение мыши, например, в правый верхний угол окна – приведет к показу правого верхнего участка изображения. При этом изображение движется против движения курсора мыши.

Кроме этого, доступны режимы быстрого зума-панорамирования:

  • Левый клик мыши + Shift – включает временный зум и режим Drag
  • Правый клик мыши + Shift – включает временный зум и режим панорамирования.

Режим увеличения в этих режимах задается в настройках

  • Interface – ‘Zoom and Drag’ zoom to
  • Interface – ‘Zoom and Pan’ zoom to
  • Interface – ‘Toggle Zoom’ zoom to

Повороты изображения

При открытии изображения его ориентация читается из XMP-файла (если он есть) или из EXIF-данных. Изображение поворачивается в соответствии с прочитанной ориентацией.

Ориентацию изображения можно изменить:

  • Menu – Adjust – Rotate 900 CCW (или Ctrl-7) поворачивает изображение на 90 градусов против часовой стрелки.
  • Menu – Adjust – Rotate 900 CW (или Ctrl-9) поворачивает изображение на 90 градусов по часовой стрелке.
  • Menu – Adjust – Rotate 180 (или Ctrl-8) поворачивает изображение на 180 градусов.
  • Menu – Adjust – Flip Horizontal отражает изображение горизонтально: правый и левый края меняются местами.
  • Menu – Adjust – Flip Vertical отражает изображение вертикально.

Измененная ориентация записывается в XMP-файл.

Дебайеризация (демозаика): CPU и GPU режимы

Большинство современных цветных цифровых камер используют «байеровский» сенсор в котором каждый из пикселей чувствителен только к одной цветовой составляющей (красной, зеленой или синей), а четверки из двух зеленых, одного красного и одного синего пикселя расположены в квадрате 2x2 пикселя.

Дебайеризация (демозаика) восстанавливает в каждом пикселе два недостающих компонента (по значениям из соседних пикселей), формируя полноцветное изображение полного разрешения. Методы демозаики – это всегда баланс между качеством изображения (резкостью, отсутствием артефактов) и скоростью работы, более быстрые алгоритмы дают изображение худшего качества.

Поскольку FastRawViewer предназначен для максимально быстрого просмотра RAW-файлов, там (вынужденно) используются максимально быстрые (но не самые качественные) алгоритмы:

  • Максимально быстрая демозаика, выполняемая на процессоре (CPU)
  • Достаточно быстрый, но более качественный метод, производящий вычисления на видеокарте (GPU)

На рисунке ниже показано сравнение двух методов (в масштабе около 100%), GPU-демозаика слева, CPU-демозаика справа.

GPU-демозаика работает «достаточно быстро» при соблюдении следующих условий:

  • Достаточно быстрая видеокарта (уровня «топовой 7-летней давности» или современной «среднего уровня»). Более медленные видеокарты будут работать медленнее, чем CPU-демозаика, хотя и приемлемо быстро даже для слабых видеокарт, встроенных в CPU (уровня, например, Intel  HD4000).
  • Используется видеорежим (Graphics Engine) OpenGL или DirectX 11.

GPU-демозаика включается автоматически при первом использовании FastRawViewer при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Быстрая видеокарта (Intel Iris, Nvidia GTX, AMD/ATI R7/R9/RX/Vega)
  • Процессор поддерживает инструкции преобразования данных в «16-битные в плавающей точке» (Intel Ivy Bridge и новее)
  • Видеорежим установлен в OpenGL или DirectX 11 (это произойдет автоматически при первом запуске, если видеокарта из списка «быстрых»)

Во всех прочих случаях открытие файла (первый показ RAW) в GPU-режиме может быть медленнее, чем в CPU-режиме, поэтому если вам нужна более качественная демозаика, пусть и при некоторой потере скорости, этот режим нужно включить явно.

Изменение параметров отображения RAW (баланс белого, экспопоправка, контраст, см. ниже) в GPU-режиме всегда работает многократно быстрее, если вы часто используете эти инструменты, то GPU-режим полезно включать даже на очень медленных видеокартах.

Экранный шарпенинг

К показываемому пользователю обработанному RAW-изображению, как правило, был применен некоторый алгоритм, повышающий резкость данного изображения (это относится и к камерным JPEG и результатам работы RAW-процессоров).

В FastRawViewer повышение резкости изображения реализовано через экранный шарпенинг. Программа позволяет переключаться между двумя уровнями шарпенинга (и отключением шарпенинга) через MenuViewScreen sharpening (стандартная кнопка S) или кнопку USM в нижней строчке программы.

На приводимом рисунке к правой части применен шарпенинг, а к левой – нет:

Настройками Preferences – Image Display – Sharpening можно подобрать нужные степень и режимы шарпенинга (см. ниже в разделе «Настройки программы»).

Текущий режим шарпенинга индицируется в нижней строчке программы на кнопке USM:

  • черная надпись на кнопке – шарпенинг выключен;
  • белая надпись – включен режим №1;
  • красная надпись – режим №2.

Просмотр каналов файла, просмотр в черно-белом режиме

FastRawViewer поддерживает поканальный просмотр RGB-представления RAW-файла и его конверсию в черно-белый:

  • Menu – View – R channel (Ctrl-3) включает просмотр канала Red у RGB-представления
  • Menu – View – G channel (Ctrl-4) включает просмотр канала Green у RGB-представления
  • Menu – View – B channel (Ctrl-5) включает просмотр канала Blue у RGB-представления

Эти режимы работают с RGB-представлением (после де-байеризации, экспокоррекции, наложения баланса белого). RAW- и JPEG-гистограммы показываются только для выбранного канала. Если RAW-файл не RGB, то гистограмма будет показана для 1-го, 2-го и 3-го каналов соответственно.

  • Menu – View – RGB full color (Ctrl-2) – вернет RGB-режим
  • Menu – View – BW-conversion full color (Ctrl-6) – покажет изображение в «черно-белом варианте» (конвертация из RGB – по формуле для канала яркости в формате JPEG).

Подьем теней

Для оценки качества теней в RAW предназначен режим Boost Shadows: он поднимает тени, за счет сжатия светов:

На рисунке выше: в левой части режим поднятия теней включен, в правой – выключен.
Включение режима индицируется яркой (белой) буквой S в строчке USM-EDSH в нижней полосе окна программы.

  • Включение/выключение: Menu - View – Boost Shadows (Shift-S).
  • Регулировка: Preferences – Image Display – Boost Shadows Amount, задается (приблизительное) увеличение гаммы изображения в диапазоне 0.2-2.0.

Инспекция светов

Режим Highlight inspection (Menu – View – Highlights inspection или Shift-H) делает «противоположное» режиму Boost Shadows:

  • Яркость теней и полутонов уменьшается, изображение темнеет
  • Контрастность в светах увеличивается.
  • Дополнительно можно «отменить»  баланс белого, включив баланс «UniWB» в настройках Highlights inspection.

В результате можно визуально оценить детализацию в светах (слева – режим Highlights inspection, справа – стандартный режим показа, мы видим что детали в светах присутствуют):

Работа с контрастом изображения

FastRawViewer поддерживает «стандартные» контрастные кривые (sRGB, Gamma 1.8 и 2.2, L*) и режим Variable Contrast. Настройка режима производится в Preferences – Image Display – Contrast Curve Type.

В режиме Variable Contrast можно менять контраст изображения «ступеньками»:

  • От -5 до +5 «нормального контраста»
  • И от U+0 до U+5 «повышенного контраста»

Нормальный контраст соответствует шкале Contrast программ Adobe (Process 2012), от -100 до +100 (с шагом 20).

Повышенный контраст приблизительно[1] соответствует значению Adobe Contrast +100 и изменению значения движка Blacks от 0 до -100.

Увеличение контраста выполняется через Menu – Adjust – Increase Contrast (кнопка K), уменьшение – Decrease Contrast (Shift-K).

При стандартных настройках значения контраста записываются в XMP-файл только в формате FastRawViewer. Для записи в формате, понимаемом программами Adobe нужно включить Preferences – XMP Exposure, Contrast, WB – Write Adobe-compatible Contrast/Blacks into XMP file.

Использование цветовых профилей монитора при показе

FastRawViewer поддерживает «управление цветом» (Color Management) при показе RAW и JPEG-файлов, однако в Windows-версии по умолчанию этот режим выключен по следующим причинам:

  • Большинство современных мониторов – sRGB (или близко к нему) и использование sRGB как рабочего пространства при показе RAW дает вполне приемлемые результаты.
  • При этом, во многих случаях построенные пользователями профили монитора – плохие и их использование ухудшает видимый на экране результат.
  • Кроме того, заметное количество пользователей модифицировали настройки своего    видеоадаптера "для игр", включив насильную анизотропную фильтрацию текстур. Этот режим несовместим с Color Management у FastRawViewer.

 Включить Color Management можно настройкой  Preferences - Color Management - Enable Color management. Прочие настройки управления цветом описаны в разделе «Настройки – Color Management» ниже. Если системный профиль монитора установлен верно, то дополнительных настроек, скорее всего, не потребуется.

Поддержка конвертированных черно-белых камер

FastRawViewer поддерживает черно-белые камеры, переделанные из цветных смытием байеровских светофильтров.
Этот режим включается через Preferences – Image Display – Use Monocrome mode for Bayer images:

  • None – выключено.
  • Always – все байеровские изображения будут считаться монохромными
  • Detect – будет производиться детектирование монохромных изображений – и если таковое обнаружено, оно будет обработано как монохромное (этот режим – медленнее т.к. сначала производится обработка как цветного).

В этом режиме:

  • Демозаика (дебайеризация) не производится
  • Поканальный просмотр – отключен
  • Настройки баланса белого – отключены
  • RAW-гистограмма и статистика экспозиции – одноканальные.
  • Изображение – черно-белое:

Данный режим никак не влияет на JPEG-варианты изображения, они остаются цветными.



[1] Программы Adobe обрезают тени «ниже Blacks», FastRawViewer – использует в тенях кривую с очень малым наклоном.